МОУ СОШ №4 города Каменки
   
 
Последние статьи
Приказ об утверждении ООП НОО
Администратор — 05-09-2013 (14:38)
Основная образовательная программа начального общего образования
Администратор — 05-09-2013 (14:32)
Благоустройство пришкольной территории
Администратор — 05-04-2013 (15:39)
Меню
Спортивный клуб "ФАКЕЛ"
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?

Открытый урок Путешествие В УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КРАСОК

04-04-2012 (09:08) - Администратор

 Цели: на конкретных исторических сведениях, практических и демонстративных опытах показать учащимся необходимость знаний по химии в художественной практике, продолжить работу по закреплению теоретических знаний и их применению для различных расчетов.

 

Эпиграф. «Химия и искусство имеют внут­реннюю общность, которая коренится в их твор­ческой природе...» (Марселей Бертло).


ХОД УРОКА

♦ Организационный момент

УЧИТЕЛЬ: Совсем недавно мы начали изуче­ние нового предмета - химии, науки необычной, интересной, но в то же время трудной. Наверное, некоторые из вас, столкнувшись с первыми труд­ностями, подумали: «А нужно ли мне, будущему художнику, тратить свои силы и старания на изучение предмета, столь далекого от будущей профессии?»

Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, так ли уж далека и неинтересна химия для ху­дожника?

Конечно, на одном уроке невозможно обсудить все виды искусства, которые так или иначе со­прикасаются с химией. Это живопись и скульп­тура, керамика и декоративно-прикладное ис­кусство, мозаика, лепка и многое другое. Сегодня на уроке мы поговорим о красках, используемых художниками, причем лишь о тех, в основе крася­щего, пигмента которых лежат оксиды.

Учащиеся повторяют определение оксидов как класса неорганических соединений.

Изложение основного материала

 

 

1-й УЧЕНИК. Первые краски появи­лись очень давно. Этот факт подтвер­ждают многие археологические рас­копки. Например, в Испании найдены пещеры, стены которых расписаны не только углем, но и красной охрой. Возраст пещеры имеют довольно вну­шительный - от 20до 40 тыс. лет. Не менее древняя находка была сделана в Воронежской области. Дно найден­ного там захоронения было засыпано красной охрой, ею же были присыпаны кости скелета.

Охра - природный пигмент, крася­щую основу которого составляет оксид железа(Ш). В зависимости от его про­центного содержания меняется цвет охры. Светло-желтые охры содер­жат от 12 до 25% оксида железа(Ш), золотисто-желтые от 40% и выше. В состав красной охры входит сразу два оксида железа — оксид железа(П) и оксид железа(1П), поэтому химический состав такого вещества обычно выра­жают формулой Fe304.

 

 

В ходе рассказа ученик демонстри­рует образцы натуральных охр различ­ных оттенков. На доске вывешивают формулы оксидов, соответствующих каждому цвету охры, с указанием со­держания в процентах красящей основы пигмента и с пробой краски. Учитель дополняет рассказ ученика демонстрацией слайдов и репродукций наскальной живо­писи, а также репродукций известнейших полотен художников, в написании которых использовались различные оттенки охры.

 

 

Задание 1. Определить массовую долю железа в его оксидах: FeO, Fe203, Fe304.

Трое учащихся выполняют задание у доски, каждый - для одного оксида (желательно исполь­зовать отвороты доски).

 

 

УЧИТЕЛЬ. Природная охра до сих пор пользуется большим спросом у художников. Месторождение красной охры высокого каче­ства есть в Италии. В России охру добывают в Воронежской области, есть отдельные участки выхода природной охры светло-желтого и золотистых оттен­ков в Железногорске. Искусственную охру впервые получили в Германии на фабрике Георгия Фильда, обжи­гом железосодержащих руд

 

 


 

 

Рисунки первобытных людей на стенах пещер, выполненные углем и охрой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иконы, написанные с использованием охры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2-йУЧЕНИК.  До­статочно давно из­вестна красная краска сурик. Первые пись­менные упоминания о ней были сделаны более  трех тысяч лет назад.
Метод изготовления сурика был найден со­вершено случайно.
Православный      греческий художник Никий ожидал прибытия заказанных им белил с остро­ва Родос в Средиземном море. Корабль с красками прибыл в афинский порт Пирей, но там неожи­данно вспыхнул пожар. Пламя охватило и корабль с заказом Никия. Когда пожар погасили, расстро­енный Никий подошел к останкам корабля, среди которых увидел обгоревшие бочки. Вместо белил он обнаружил под слоем угля и золы какое-то ярко-красное вещество. Оказалось, что это ве­щество - превосходная красная краска. Так по­жар в порту Пирей подсказал путь изготовления новой краски. Химический состав ее выражается формулой РЬ304, или 2РЬ0 • РЬ02.

Сурик использовался в Древней Руси для черв­ления щитов русских воинов. Об этом мы читаем в «Слове о полку Игореве»: «...Русичи великие врагу поля червлеными щитами перегородили...». Однако сурик готовится не только для покраски щитов. С давних времен его применяли в ико­нописи, о чем гласит запись в расходной книге Кирилло-Белозерского монастыря, основанного в 1397 г. и сохранившегося до наших дней.

(Демонстрация слайдов и набора открыток с изображениями монастыря.)

Учитель, дополняя рассказ ученика, кратко рассказывает о Курской школе иконописи, ее тра­дициях, демонстрирует репродукции или слайды знаменитых икон Андрея Рублева и Дионисия. Показывает минерал гематит и говорит, что его часто называют железным суриком и исполь­зуют в качестве природной минеральной краски. Красящий пигмент оксид железа(Ш) Fe203 входит в состав краски для пола «сурик», не имеющей ни­чего общего с краской РЬ304, открытой Никнем.

 

3-й УЧЕНИК:  Я расскажу о свинцовых бели­лах, которые находились на борту корабля, сго­ревшего в афинском порту Пирей. Именно их прибытия дожидался древнегреческий художник Никий. Химический состав белил достаточно сложен. Следует отметить, что в состав кра­сящего вещества свинцовых белил входит оксид двухвалентного свинца РЬО (карточка с формулой и пробой краски).

Первые упоминания об этих белилах есть в книге римского историка Плиния Старшего, жившего в период с 23 по 79 г. н. э. Эта книга называлась «Естественная история».

На Руси тоже достаточно давно пользова­лись свинцовыми белцлами, о них сообщалось еще в Остромировом Евангелии 1056-1058 гг. А к концу 1750 г. их промышленное производство в России достигло 82 т в год. Свинцовые белила обладают хорошей кроющей способностью, но, как и любые соединения свинца, оказывают не­благоприятное воздействие на организм чело­века и темнеют на воздухе из-за образования

сульфида свинца PbS. Дело в том, что атмо­сферный воздух всегда содержит следы серово­дорода H2S, особенно в крупных городах и про­мышленных центрах.

 

УЧИТЕЛЬ: При обработке потемневших кар­тин или икон, написанных свинцовыми белилами, пероксидом водорода Н202 полотнам возвраща­ется их первоначальный вид. Однако процесс этот долгий.

Уравнения происходящих реакций:

 

РЬО  + H2S = PbS20,

 

 

                               

 

PbS   + 4Н202 = PbS04+4Н20.

 

 

Определите, к каким типам относятся дан­ные реакции.

 

(Демонстрируются старинные иконы, написан­ные красками на основе свинцовых белил. Если возможно, то продемонстрировать простейшую технику их обновления.)

 

4-й УЧЕНИК: В 1780 г. впервые приготовили белила из цинка. Краска была очень дорогой и осо­бого успеха не имела. Лишь в 1840 г. удалось по­лучить цинковые белила более дешевым способом. Химическая формула красящего вещества — ZnO. Оксид цинка получают двумя способами:

• сжигание цинковой пыли в кислороде:

2Zn + 02=2ZnO;

• обжиг сульфида цинка:

2ZnS + 302 = 2ZnO + 2S02.

Затем оксид цинка смешивают с льняным или ореховым маслом и получают хорошую масляную краску, используемую в живописи. При смешива­нии ZnO с олифой получают краску для малярных работ.

Чистые цинковые белила имеют слегка сине­ватый оттенок, они безвредны для здоровья, но обладают гораздо меньшей кроющей способно­стью, чем свинцовые. Применяя эти белила, надо помнить, что при нагревании они желтеют, правда, при охлаждении желтизна медленно исчезает, (Карточка с формулой ZnO и пробой краски закрепляется на доске.)

 

УЧИТЕЛЬ:  Если в краску наряду с оксидом цинка добавить карбонат цинка ZnC03 (тоже бе­лое вещество), то краска приобретает свойство антипирена, огнезащитного вещества. При силь­ном нагревании такой краски происходит следую­щая реакция:

ZnC03 = ZnO + C02.

Углекислый газ препятствует распростра­нению огня. В средние века оксид цинка из-за его волокнистого строения называли «философской шерстью». Приготовить цинковые белила можно и в нашей лаборатории по уравнению реакции:

ZnSO4 + Na2CO = ZnCO3 + Na2SO4.

Осадок фильтруют, промывают дистилли­рованной водой, сушат, а затем прокаливают. В результате образуется оксид цинка - готовый пигмент для краски:

ZnC03=ZnO + C02.

(Продемонстрировать прокаленный оксид цинка.)

 

5-й УЧЕНИК: Сравнительно недавно появи­лись титановые белила. Первые попытки приме­нить соединения титана в красочном деле отно­сятся к 1870 г., но лишь в 1920 г. титановые бе­лила появились в продаже. Основа их красящего пигмента — оксид титана(1У) ТЮ2 (карточка с пробой краски).

Титановые белила неядовиты, их красящая спо­собность почти в два раза больше, чему свинцовых белил, они устойчивы к сероводороду. Основной не­достаток—желтеют с маслом и дают нестойкие смеси с другими красками, например с ультрамари­ном, кобальтом, кадмиевыми красками. (Показать оксид титана и перечисленные краски.)

 

Задание 2.  Художник принес в лабораторию 24 г порошкообразного титана и попросил при­готовить красящий пигмент для титановых бе­лил. Какая масса оксида титана(IV) получится из данного количества порошка титана?

 

6-й УЧЕНИК:  В состав кобальтовых красок входят оксиды. Например, довольно известна тенарова синь, названная так по имени французского химика Л.Ж.Тенара, в своем составе она имеет оксид кобальта СоО и оксид алюминия А1203 (карточка с пробой и формулами). Другая кобаль­товая краска, содержащая помимо двух оксидов кобальта (СоО, Со203) оксиды магния MgO, алю­миния А1203 и хрома Сг203, имеет цвет морской волны. Краски эти красивы, устойчивы к высокой температуре, но не всегда имеют хорошую крою­щую способность, поэтому большое значение ок­сиды кобальта имеют при производстве смальт.

Еще древние римляне умели готовить ка­чественную синюю краску, которую называли смальтой. Обожженную кобальтовую руду они сплавляли с кварцевым песком, полученный стек­лообразный пирог растирали в порошок, который добавляли в исходную смесь для окрашивания в темно-синий цвет керамических изделий, эмалей, стекла.

Впоследствии смальтой стали называть ку­сочки стекла разных цветов (не только синего), которые использовались для создания мозаичных картин.

(Демонстрация изделий гжельской керамики, а также изделий из стекла, окрашенных в разные цвета.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изделия из смальты: а -  фонтан «Каменный цветок», б — мозаичное панно


7-й УЧЕНИК:  Самой древней зеленой краской на Руси была «празелень». Использовались и другие зеленые краски, но «празелень» — самая деше­вая и популярная краска, вплоть до конца XVII в. Ее получали мелким истиранием минерала глауко­нита, имеющего темно-зеленую или ярко-зеленую окраску. В его состав входит достаточно боль­шое количество оксидов: Si02, Na О, Fe203 CaO, A1203 MgO, K2О, H2O.

 

(Учащиеся должны назвать оксиды, указать, какие из них относятся к кислотным, а какие к ос­новным, дать определение тех и других.)

 

До 1612 г. глауконит добывали в Копорье Петербургской губернии. Празелень приме­нял известный живописец Дионисий для фре­сок Ферапонтова монастыря (под Вологдой) в 1492 г. (Показать слайды Ферапонтова монастыря и кратко рассказать о Дионисии.)

Использовали празелень и в так называе­мом «стенном письме» Грановитой палаты Московского Кремля в 1668 г. (Показать соответст­вующие репродукции фотоальбома «Московский Кремль».)    '•

УЧИТЕЛЬ. В качестве зеленой краски ис­пользовали мелко истертый, хорошо извест­ный вам как поделочный камень — малахит. (Продемонстрировать камень или изделия из него и порошок малахита.)

Сейчас зеленые краски в ос­новном получают синтетиче-1 ским путем. Многие из них в ос­нове своего красящего пигмента содержат оксид хрома(Ш) Сг203, называемый еще хромовой зеле­нью. Такой пигмент мы можем сейчас получить с помощью несложного, но эффектного опыта.

Проводится опыт «Изверже­ние вулкана». По уравнению ре­акции:

 

(NH4)2Cr207 = N2 + Cr203 + 20

 

ученики называют тип реакции и продукты реакции.

8-й УЧЕНИК:  Я расскажу вам еще об одной удивительной зеленой краске - волконскоите. В 1830 г. в Пермской губернии минералогом Л.ФЖеммерером был открыт минерал, названный в честь Марии Волконской* - жены декабриста Сергея Волкон­ского и дочери одного из ге­роев Бородинской битвы - ге­нерала Раевского (показать портреты). Это очень ред­кий минерал, содержащий в свЬем составе до 30% оксида хрома(Ш) Сг203. Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков — от темно-зеленого до ярко-зеле­ного. Природа минерала до конца не выяснена, химиче­ский состав его непостоянен. Минерал хрупок, легко истирается, химически устойчив, непрозрачен, обла­дает мерцающим блеском, жирный на ощупь.

Месторождение минерала известно только в России. Из волконскоита получают очень прочную зеленую краску неповторимого свежего тона. Французский художник Пабло Пикассо пользо­вался при письме своих картин исключительно этой краской, закупая ее только в Советском Союзе. (Демонстрация репродукций с картин Пабло Пикассо и минерала.)

 

Работа с коллекцией, взятой в иконописной школе.

 

 

 

 

 

 

 


 

Минерал волконскоит

 

 

 

 

УЧИТЕЛЬ:  В заключительной части нашего урока хочется сказать несколько слов о красящих вещест­вах, подаренный нам самой природой. Их извлекали из растений, животных и даже насекомых.

 

   Индиго (сине-фиолетовый) получали из растении, растущих в Индии. Краска была из­вестна еще древним египтянам.

   Кармин -  краска открыта монахом из Пизы. Материалом служит насекомые – паразиты кактусов.

    Сепия - коричневая, очень популяр­ная краска у акварелистов из-за прозрачности цвета. Получают из красящего вещества мол­люска каракатицы.

    Зеленую - краску можно получить даже из молодых листьев березы, что и делали раньше на Руси.

Список этот можно долго продолжать. Вы тоже можете, используя природные материалы и свой труд, .получить краску в домашних усло­виях. Но сегодня на уроке мы будем работать с яичной темперой, специально изготовленной вчера группой ваших одноклассников, а моих по­мощников-лаборантов. Именно темперой пи­шут иконы в нашей Курской иконописной школе, возрождая древние традиции этого вида живо­писи.

 

Приготовить ее несложно, для этого потре­буются пигменты различных цветов (часть нам дали живописцы иконописной школы, а часть мы сделали сами). Порошок малахита, густой луковый отвар и оксид хрома(Ш) смешивают с яичным желтком, в который добавляется очень мало подкисленной уксусом воды или белого .су­хого вина. Краска готова. (Учащиеся расписы­вают яйцо.)

 

Итог работы подводится путем краткого повто­рения и обобщения материала урока в форме фрон­тальной беседы.

Затем проводится викторина.

 

 

 

* Викторина

1.         Соединение какого металла называется «красная охра»? 

(Соединение железа.)

2.    На банке с краской написано «зеленый крон». Какой элемент-металл является основой красящего пигмента этой краски?    (Хром.)

3.             Назовите несколько красок растительного или животного происхождения?    (Индиго, пурпур, шафран, кошениль, сепия, марена.)

4.          Из какой белой краски можно получить крас­ную и как это сделать?    

(Прокалив свинцовые белила, получим красный сурик РЬ304)

5. Как в средние века называли оксид цинка?   («Философская шерсть».)

6.         Почему картины, написанные свинцовыми
белилами, со временем темнеют?  (Из-за образования черного сульфида свинца.)

7.          Оксид какого металла способен придавать
ярко-синюю окраску стеклянным смальтам?   (Оксид кобальта.)

8.         Какое вещество добавляют к цинковым бе­лилам, чтобы придать краске огнезащитные свой­ства?        (Карбонат цинка.)

 

Домашнее задание
(задача отпечатана на карточках  по числу учеников)

 

Задача. Для приготовления краски истерли в порошок малахит (СuОН)2С03 и случайно поста­вили .ступку на горячую плиту. Используя схему реакции:

uОН)2СО3 = СuО + Н20 + С02,

ответьте на вопросы.

1)   Как и почему изменилась окраска веще­ства?

2) Напишите уравнение данной реакции, т. е. расставьте коэффициенты в приведенной схеме.

3) Укажите тип данной реакции.

4) Рассчитайте массу и количество вещества полученного оксида меди(11), если разложи­лось 44,4 г малахита.

 

 

 

 

Загрузка комментариев...

« Назад

 
 
При поддержке Информационного портала города Каменки Пензенской области.